http://newenergetika.narod.ru 

на главную страницу

О лицензировании в энергетике

Действующий Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.01 определяет, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации тепловых и электрических сетей, если эта деятельность осуществляется не только для собственных нужд юридического лица (частного предпринимателя). Во что это выливается на практике?

Рассмотрим применимость настоящего закона к реальной жизни на примере деятельности по эксплуатации тепловых сетей.

Постановление Правительства РФ № 637 от 28.08.02 определяет пять видов лицензируемых видов работ в составе деятельности по эксплуатации тепловых сетей: прием, передача, распределение тепловой энергии и ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей.

Лицензирование указанной деятельности осуществляет Минэнерго РФ.

Мы не будем здесь рассуждать о том, что это далеко не полный перечень работ, которые должны лицензироваться, например, отсутствие проектирования в перечне работ приводит к тому, что тепловые сети, системы теплопотребления и котельные часто проектируют практически безграмотные люди, которые очень удивляются, когда их проекты не проходят экспертизу в Госэнергонадзоре. Обсудим то, что на данный момент есть.

Первый вопрос, который возникает у любого специалиста в данном случае: "Что такое тепловая сеть с точки зрения нормативной базы?". Правила эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей определяют: "Тепловая сеть –совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии потребителям". И все. Что должно обязательно входить в комплекс устройств для передачи тепловой энергии (арматура, КИП и др.) чтобы считаться "совокупностью", т.е. являться тепловой сетью? Можно ли считать тепловой сетью коллектор котельной, предназначенный только для распределения (а не для передачи) тепловой энергии? Подлежат ли лицензированию Минэнерго трубопроводы, являющиеся согласно ФЗ "О промышленной безопасности…" опасными производственными объектами (поднадзорные не Минэнерго, а Госгортехнадзору) и насколько такой двойной надзор не противоречит законодательству? На эти вопросы не отвечают ни Правила, ни ГОСТ определений в энергетике, ни какие другие документы.

Второй вопрос – как в виды лицензируемых работ попал прием тепловой энергии (осуществляемый не только для собственных нужд). Невозможно принимать тепловую энергию для кого-то, не передавая ее ему. Следовательно, если есть прием, осуществляемый не только для собственных нужд, то есть и передача и зачем тогда отдельно выделять прием?!

Третий вопрос – это бросающаяся в глаза расплывчатость фразы: "Эксплуатация не только для собственных нужд". И эксплуатация магистральных теплосетей, к которым подключены сотни абонентов, и эксплуатация теплового ввода длиной пять метров в ваше здание, в котором вы сдаете в аренду комнату сторонней фирме – это, с точки зрения логики и русского языка, эксплуатация не только для собственных нужд. Арендаторы есть практически у всех владельцев зданий, всем необходимо получать лицензии?

Официальных разъяснений от Минэнерго на эту тему нет, но негласно требования по лицензированию распространены только на тех, кто передает тепловую энергию другим юридическим лицам, расположенным в отдельных от энергоснабжающей организации зданиях. Тут же появились те, кто передал тепловые сети на баланс абонентов и заявляет: "Да, мы занимаемся передачей тепловой энергии, но тепловых сетей не эксплуатируем (это делают абоненты) и предмета для лицензирования в нашем случае нет". На это трудно что-то возразить…Не лазейка, а дыра в законодательстве!

Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей, очевидно, преследует целью гарантировать качество теплоснабжения абонентов и повысить ответственность перед ними энергоснабжающих организаций, но в некоторых ситуациях оно может вызвать обратный эффект. Рассмотрим пример.

Организация А осуществляет теплоснабжение организаций В и С по одной тепловой сети (идущей сначала через территорию В, потом С) согласно заключенного между ними трехстороннего договора с условиями: финансовые расчеты за потребленную тепловую энергию В и С ведут непосредственно с А, а С оплачивает услуги В по транспортировке теплоносителя от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности А и В до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности В и С. Очевидно, что В эксплуатирует тепловую сеть не только для собственных нужд, но и для нужд С.

В случае нарушения В лицензионных обязательств и лишения ее лицензии, В обязана прекратить теплоснабжение С (организации, которая ничего не нарушала!). Убытков В не понесет, т.к. прибыль от услуг по транспортировке теплоносителя для С составляет тысячную долю процента от всей прибыли В, а С будет вынуждена искать другие способы теплоснабжения, что повлечет за собой большие затраты времени и средств.

Даже в случае судебного решения, по которому В будет обязана возместить С все убытки, эту ситуацию нельзя признать нормальной, т.к. все трудности, которые возникнут у С, будут являться причиной деятельности совершенно другой организации – В.

Концепция государственного лицензирования видов деятельности, в моем представлении, должна звучать так:

Лицензирование видов деятельности является одним из способов государственного управления, направленных на обеспечение субъектом лицензирования качества, безопасности и законности способов предоставляемых услуг и выполняемых работ, в т.ч. для сторонних лиц (юридических и физических).

При получении лицензии организация (частный предприниматель) обязуется выполнять определенные требования (направленные на обеспечение им качества, безопасности и законности способов предоставляемых услуг и выполняемых работ), которые становятся его лицензионными обязательствами, их выполнение является обязательным условием для осуществления разрешенных лицензией видов деятельности.

При нарушении лицензионных обязательств организация (частный предприниматель) лишается лицензии и обязан немедленно прекратить деятельность, лицензии на которую он лишен. В случае отказа от прекращения указанной деятельности, к нарушителю применяются санкции, предусмотренные действующим законодательством. В любом случае нарушитель лицензионных обязательств несет убытки (прямые или косвенные), а в отдельных случаях может иметь последствия, ведущие к банкротству и ликвидации предприятия (прекращению деятельности частного предпринимателя).

Таким образом, лицензирование является стимулом для выполнения обязательных государственных требований при выполнении работ и предоставлении услуг.

Если бы эта концепция была положена в основу государственного лицензирования, то оно действительно бы приносило пользу и государству, и отдельным его гражданам, а не создавало бы путаницу и препятствия для нормальной работы.

В заключении хочу сказать о самом парадоксальном моменте, какой только можно придумать: лицензирование строительства тепловых сетей осуществляет Госстрой, т.е. имея его лицензию можно на полном законном основании построить тепловую сеть и сдать ее в эксплуатацию, но для того, чтобы набить сальник на задвижке этой же сети в процессе эксплуатации по договору подряда, нужно получить лицензию в Минэнерго (виды работ – ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей). Какими соображениями руководствовался законодатель выдумывая это? На этот вопрос я ответить не могу.

                                                                                                                                           

 

                                                                                      

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG HotLog rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Хостинг от uCoz